Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

стручкова раиса степановна

Энциклопедический словарь

Стручко́ва Раиса Степановна (р. 1925), артистка балета, народная артистка СССР (1959). В 1944-78 солистка, с 1978 балетмейстер-репетитор Большого театра. Партии: Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Золушка, Джульетта («Золушка» и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева) и др. Профессор ГИТИСа (с 1978). В 1981-95 главный редактор журнала «Советский балет» (с 1992 назывался «Балет»). С 1995 художественный руководитель кафедры хореографии РАТИ.

* * *

СТРУЧКОВА Раиса Степановна - СТРУЧКО́ВА Раиса Степановна (по мужу Лапаури) (5 октября 1925, Москва - 2 мая 2005, там же), российская балерина, педагог. Народная артистка СССР (1959).

В 1944 окончила Московское хореографическое училище (см. МОСКОВСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ) (педагог Е. П. Гердт). В 1944-78 в Большом театре. Первая исполнительница партий: Паскуала («Лауренсия» А. А. Крейна), Тамара («Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе), Мавка («Лесная песня» Г. Л. Жуковского), Фрейлина («Подпоручик Киже» на музыку С. С. Прокофьева), Лейли («Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна). Среди других партий: Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Аврора («Спящая красавица»), Маша («Щелкунчик», все - П. И. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Жизель («Жизель» А. Адана), Параша («Медный всадник»), Тао Хоа («Красный мак», оба Р. М. Глиэра), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Золушка («Золушка»), Джульетта («Ромео и Джульетта», оба Прокофьева), Гаянэ («Гаянэ» А. И. Хачатуряна). Снималась в роли Золушки в кинофильме-балете «Хрустальный башмачок» Прокофьева (1960). Легкий, звонкий танец Стручковой был полон ясной гармонии. Подкупающая простота и неподдельная искренность стали неотъемлемым качеством сценического облика балерины и свойством многих ее обаятельных героинь. Стручкова обычно смягчала хореографический рисунок своих партий, придавая им женственность и поэтичность.

С 1962 преподает на кафедре хореографии в ГИТИСе (с 1991 РАТИ). С 1978 балетмейстер-репетитор Большого театра (среди ее учениц - Н. Г. Ананиашвили (см. АНАНИАШВИЛИ Нина Гедевановна)). В 1981-95 главный редактор журнала «Советский балет» (с 1992 «Балет»). Творчеству Стручковой посвящен телефильм-концерт «Танцует Раиса Стручкова» (1971) и документальный фильм «Раиса Стручкова» (1982). Муж балерины А. А. Лапаури (1926-1975) был танцовщиком Большого театра, педагогом, балетмейстером, поставившим балеты «Лесная песня» и «Подпоручик Киже» (оба совместно с О. Г. Тарасовой).

Большой энциклопедический словарь

СТРУЧКОВА Раиса Степановна (р. 1925) - российская артистка балета, народная артистка СССР (1959). В 1944-78 солистка, с 1978 балетмейстер-репетитор Большого театра. Профессор ГИТИСа (с 1978). Главный редактор журнала "Советский балет" (с 1981; с 1992 называется "Балет").

Полезные сервисы